Что такое "общее недоразвитие речи" (ОНР)?

Что такое общее недоразвитие речи?

Подготовил: учитель-дефектолог Крот Н. В.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Для нормального становления речи необходимы: полноценный слух, зрение, нормальное строение и работа органов артикуляции, определенный уровень зрелости нервной системы. Большое значение имеет также социальное окружение ребенка, т.е. семья, детский и педагогический коллектив.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

К 4,5-5 годам ребенок должен овладеть всей системой языка: связно говорить, уметь излагать свои мысли, строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет 4-5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР). Оно может быть выражено в разной степени: самый низкий – 1-ый уровень характеризуется произнесением вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов или слогов ( му, ав, ту-ту ). Наиболее типичен для дошкольников 5-ти лет с ОНР более высокий уровень речевого развития – 3-ий. Словарный запас этих детей составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные речевые ошибки детей с ОНР:

1.Трудности называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, локти, ресницы, манжет, воротничок и т.д.);

2.Трудности употребления глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, кусает, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.д.);

3.Трудности в подборе антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, низкий – высокий);

4.Трудности в образовании относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый, сливовый и т.д.).

5.Ошибки в употреблении простых и сложных предлогов («платок лежит кармане», « взяла книгу от полки», «кошка вылезла под кровати»);

6.Ошибки в согласовании различных частей речи («видел два белки», «катался на санкаф»);

7.Ошибки в построении предложений («шел Петя грибы лес собирать», «почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет»);

       В звуковом плане дети:

1.Неверно произносят несколько звуков, часто не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ,Л-Р  и т.п. хотя у некоторых детей с ОНР может не быть выраженных нарушений звукопроизношения;

2.Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик – датавотик, фотография – атагафия, магнитофон – матафон);

3.Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, па-ба-па, та-кта, та-тя).

В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Так же развернутые высказывания детей с ОНР отличаются  отсутствием четкости и последовательности изложения. Детям трудно даются  самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, пересказ рассказов и сказок.

Если в речи Вашего ребенка присутствуют данные нарушения, необходимо обратиться за консультацией к учителю – дефектологу, чтобы начать своевременную работу по их преодолению.

Источники:

1.Логопедия:учебник для студентов дефект. факульт. пед. вузов/Под ре. Л.С. Волковой, С. Ну. Шаховской-М.:ВЛАДОС, 1998.-68ь0 с.