Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников

Профилактика нарушений письма и чтения у

старших дошкольников.

Подготовил: учитель-дефектолог Крот Н.В.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Зачастую родители думают, что выучив все буквы, ребенок автоматически научится грамотно читать и писать. Но механическое заучивание букв не только не гарантирует успешное овладение навыком чтения, но иногда может привести к его нарушениям уже на начальном этапе обучения, таким как побуквенное чтение, когда ребенок произносит каждую букву отдельно, не «склеивая» ее в целое слово. Или ребенок учит название буквы «эм», «пэ» и так же читает ее в слове (пэ-а-пэ-а вместо папа)

Так что же необходимо сделать, чтобы избежать нарушений чтения и письма в школе? Необходимо создать базу, сформировать у ребенка целый ряд определенных умений и навыков, которые помогут в дальнейшем освоении чтения и письма.

Родителям необходимо знать, что существует определенная связь между нарушениями устной и письменной речи. Очень часто у детей с общим недоразвитием речи на письме отмечаются ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и существительных, перестановка и пропуски букв, слогов и т.д. Поэтому важно как можно раньше распознать признаки речевого недоразвития и обратиться к специалисту для их своевременного устранения.

Так же у ребенка должны быть сформированы фонематический слух (умение различать звуки речи) и навыки звукового анализа (определение последовательности звуков в слове). Если ребенок не различает звуки С-Ш, З-Ж, Л-Р и т.д., он часто и на письме вместо одной буквы напишет другую. Поэтому полезно играть с ребенком в игру «Внимательные ушки» (хлопни, когда услышишь заданный звук, слово с ним), «Повторюшка» (повтори точно, как я: ба-па, фа-ва, коза-коса и т.д.), «Прятки» (какой первый звук спрятался в слове, какой последний звук), «Суперклей» (что получится, если «склеить» звуки м+а, п+о. с+о+к  и т.д.)

Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве, своем теле, на листе бумаги. Если не сформированы эти навыки, ребенок может на письме «съезжать» со строчки, зеркально, т.е. не в ту сторону, писать буквы, путать графически похожие буквы б-д, с-э, т-г и т.д. Предложите ребенку: «Дотронься левой рукой до правого уха», «Положи мишку под одеяло, но на подушку», «Положи мяч между кубиком и машинкой», «Сделай 2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 назад, 2 влево», «Поставь карандаш в левый верхний угол, отступи 2 строчки вниз, 5 клеточек вправо и т.д.»

Необходимо развивать зрительное восприятие  «Найди 10 отличий», «Чем похожи и чем отличаются картинки», слухо – речевую память «Запомни и повтори 10 слов», «Повтори слова – друзья парами, тройками: кочка – дочка, кочка – дочка – почка).

       И, конечно же, для успешного обучения письму, у ребенка должен быть хороший уровень развития мелкой моторики. Ведь письмо само по себе – это сложный психомоторный акт. А повышенная утомляемость кистей и пальцев рук сделает этот процесс еще сложнее.

Источники: 

1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада.

2. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.