Обеспечение индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития

 

"Обеспечение индивидуально ориентированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития через создание коррекционно-развивающей среды в учреждении"

Подготовила Заместитель заведующего по основной деятельности Н.И.Сазанович

В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.

           Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений.

        Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление и удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их законных представителей).

               Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда для развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды специальной группы обуславливает необходимость сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность формирования деятельности от простых ее форм к более сложным.

              Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями). Если для нормально развивающегося ребенка образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребенка с особенностями психофизического развития образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса.

            Анализ образовательной среды с точки зрения характера обеспечивае­мых ею средовых влияний (т. е. насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы ребенка, способствуют его жизненному самоопределению и самореализации) позволяет   нам говорить о развивающей, личностно ориентированной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ре­бенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной образовательной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде.

             Поэтому важная задача педагогов и специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, - обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностей сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.

         Управление средообразовательной деятельностью обеспечивается специальной системой принципов:

  • Принцип уважения потребностей ребенка. Любой ребенок наря­ду с потребностями в защищенности, эмоциональном комфорте, дви­жении, общении, познании, экспериментировании испытывает разно­образные социальные нужды, обусловленные характерными для каж­дого возраста сенситивными периодами. В этой связи организация образовательной среды, подбор оборудования, материалов, видов и форм детского взаимодействия определяются особенностями их воз­растного развития, а также принадлежностью к определенной тендер­ной и этнической группе.
  • Принцип уважения к мнению ребенка.Образовательную среду выстраивают для детей взрослые. Они стараются, чтобы окружающая их обстановка была содержательной, функциональной, комфортной. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Целесообразно при организации разнообразных локальных образова­тельных сред учитывать результаты наблюдений за деятельностью де­тей и мнение самих детей о том, к чему они проявляют склонности, ка­кие виды активности предпочитают, какие места в саду кажутся им наиболее привлекательными и т. д. Кроме того, источником интерес­ной и полезной информации о детских интересах и предпочтениях мо­гут стать родители. Учет мнения детей позволит обеспечить эффект, когда окружающая ребенка обстановка становится для него более род­ной, уютной и комфортной, в первую очередь потому, что он сам при­нимал участие в ее создании.
  • Принцип функциональности среды. Образовательная среда заполняется ресурсами, которые востребуются детьми, являются для них привлекательными, имеют развивающий потенциал, а также способны стимулировать самостоятельность и творчество. Материалы и оборудование должны быть многофункциональными, вариативными и в случае необходимости легко перестраиваться из одних средовых комплексов в другие. При этом дети сами, используя свои познания и умения, имеют возможность создавать для себя то окружение, которое им нужно в той или иной ситуации.
  • Принцип опережающего характера обучения. При подборе средовых ресурсов около 15 % из них должны быть ориентированы на детей старшего возраста (примерно на год). Это обеспечивает сглажива­ние неоднородности детской группы (более способные ребята могут ними себе интересное занятие), стимулирует активное взаимодействие новыми более сложными материалами, дает возможность перенести уже освоенную информацию и способы деятельности в незнакомые, нетипичные условия. Подобное детское экспериментирование открывает перспективы для саморазвития, воспитывает стремление узнать, попять, разобраться в новом.
  • Принцип динамичности.Ребенок постоянно изменяется, развива­ется, естественно, что его окружение не может быть застывшим и тоже требует изменений. Обстановка - это оболочка, «одежда» из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ним. Образовательная среда не может быть построена окончательно, иначе завтра она уже пе­рестанет стимулировать развитие, а послезавтра начнет тормозить его. Из этого следует, что необходимо с достаточной частотой изменять количественные и качественные характеристики образовательной среды. Принято считать, что первоначальный период построения среды составляет примерно два месяца, а далее начинается процесс ее насыщения и реорганизации. Поэтому примерно один раз в два месяца рекомендуется заменять отдельные средовые ресурсы, перемещать их на новые Пространственные позиции, вводить новые смысловые, стилевые и от­ношенческие элементы.

         Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия образовательного процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную  на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.

Посредством создания в учреждении содержательных, организационных и методических условий мы стремимся помочь каждому ребенку быть:

  • субъектом собственной жизнедеятельности;
  • субъектом предметной практической деятельности;
  • субъектом деятельности общения;
  • субъектом деятельности самосознания

              При проектировании и построении адаптивной образовательной среды в специальных группах  педагоги и специалисты  должны учитывать следующие принципы:

Безопасность. Предполагает определенную предметную и прост­ранственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ре­бенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенно­сти и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.

Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носите­лями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроиз­вольное и произвольное внимание, деятельность. 

Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что об­разовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии от­дельных объектов, так и существующих между ними отношений.

Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отноше­ний в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повыша­ет эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофи­зического развития. 

Погружение в систему социальных отношений. Организация образо­вательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулиру­ет его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.

Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуман­ных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоя­тельно или с помощью окружающих.

Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возмож­ностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития.

           Реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания  предполагает:

  • акцентирование внимания всех специалистов на образовательной среде;
  • структурирование образовательной среды, вычленение в ней актив­ных средовых ресурсов;
  • анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учетом возрастных, психофизических и индиви­дуальных особенностей детей,
  • объединение средовых ресурсов с учетом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач;
  • анализ образовательного потенциала среды, поиск возможностей оптимизации ее ресурсов.

Таким образом, для обеспечения качественного образовательного процесса в интегрированных группах необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

  • ориентированность на запросы родителей, педагогов, специалистов, согласованность деятельности различных субъектов образовательного процесса;
  • практико-ориентированная направленность формирования личности;
  • индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптация программных требований к возможностям и потребностям конкретного ребенка группы);
  • комплексное сопровождение развития ребенка с целью предупреждения возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонений, коррекции и компенсации нарушений психофизического развития;
  • гибкость и вариативность использования методов обучения и форм организации детей;
  • недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами;
  • создание условий для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками;
  • планомерная работа по формированию детского коллектива, сплочению коллектива родителей, поддержанию доброжелательных отношений в системе «ребенок – родитель – педагог»;
  • обеспечение мотивации деятельности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

   

Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.      

Пространство в интегрированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется таким образом, чтобы воспитанники могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различ­ных направлениях при проведении логоритмических упражнений).

Обстановка должна стимулировать речевое развитие ребенка - создаются специальные речевые уголки, которые наполняются различ­ными пособиями для развития мелкой моторики и ручного праксиса; наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, основ­ным фонетическим группам, а также для развития фразовой речи, фоне­матического слуха; игрушками для развития диафрагмальноречевого дыхания и др. Желательно выделение и оформление уголков:

  • для куклотерапии и сказкотерапии - с целью развития связной выра­зительной речи, преодоления логофобии,
  • для песочной терапии, для игр с различным сыпучим материалом и водой («пальчиковый бассейн» - для развития мелких движений пальцев рук, являющегося важным средством стимуляции речи и по­вышения работоспособности) и др.,

При моделировании среды необходимо избегать ее пере­насыщенности, а также помнить, что она должна отличаться опреде­ленной динамичностью,

т. е. подвергаться постоянному изменению.

Организация образовательной среды для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

           В интегрированных группах, в которых есть воспитанники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны быть созданы специальные условия: во-первых, для фор­мирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; вo-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений.

          Прежде всего для детей данной категории нужна безбарьерная образовательная среда: пандус для входа в сад, отсутствие порогов и разноуровневых полов в учреждении, наличие                       специальных стульчиков занятий). Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в группе и на улице,  а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.

           Предметы, окружающие детей, подбираются с учетом возраста и их физических возможностей: секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики.

            В образовательной среде должны быть предусмотрены наборы сенсорных сти­мулов для развития сенсорно-перцептивной сферы:

  • для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
  • для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкаль­ные инструменты;
  • для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рель­ефные изображения объектов, тактильные мешочки.